«Обучение должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать все новые и новые знания».
Константин Дмитриевич Ушинский
Программа наставничества в ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга составлена в соответствии с Целевой моделью наставничества для обучающихся и педагогов, направлена на всестороннее развитие каждого участника.
Прошедший 2023-2024 учебный год порадовал интересными проектами и программами, новыми формами реализации программы “Наставничество”, победами. Так педагоги дополнительного образования Моисеева И.М. и Кузьмина Н.С. принимали участие в Региональном конкурсе лучших практик реализации Целевой модели наставничества «Новые горизонты», они представили свою персонализированную программу “Вместе любое дело по плечу” в номинации “Тандем”.
В каждом отделе нашего Дворца образовались замечательные тандемы, педагоги написали под свои запросы персонализированные программы.
Реализация персонализированной программы «Вместе любое дело по плечу»
наставник-консультант Моисеева И.М., наставляемый педагог Кузьмина Н.С.
Опыт педагога – это не просто череда пережитых ситуаций, решенных задач и пройденных маршрутов. Главным в таком объёмном понятии остается стремление и умение делать выводы, а затем, опираясь на полученные знания, идти к поставленной цели.
В наступившем учебном году ребята, которые в предыдущем проекте замечательно сыграли «Сказку о Бобовом зёрнышке» в детском саду «Буквоешка», тем самым продемонстрировав высокий результат совместного творчества нашего педагогического тандема, подросли. Это коснулось не просто возраста, но и отношения к выступлениям и интереса к исполняемым произведениям, да и милый актовый зал детского садика стал для них «маленьким». Такое развитие событий прогнозируемо и ожидаемо. Однако не было уверенности в том, что интерес к нашей творческой деятельности возникнет и у родителей. Их стремление помочь и проявить себя в жизни коллектива требовало определенного профессионального подхода.
Именно эту проблему мы проработали с моим наставником – Моисеевой Ирине Михайловне, и приступили к разработке плана нашей работы. Для того, чтобы заинтересовать взрослого человека, нужен был особый подход: ненавязчивый, интересный и благодарный. Ирина Михайловна посоветовала познакомиться с родителями ближе, дать возможность посильного участия в жизни коллектива, опираясь на интерес каждого из взрослых. Таким образом, на первом родительском собрании был выбран родительский актив. А в дальнейшем, на совместных встречах, мы обсуждали предстоящие мероприятия и концерты, в которых без помощи не обойтись. В итоге, начиная с обсуждений и предложений, родители помогли создать необходимый реквизит к традиционной новогодней сказке, активно участвовали в мероприятиях масленичной недели, а в конце учебного года выступили на заключительном традиционном празднике коллектива и исполнили частушки!
Благодаря совместной работе и идеям моего старшего товарища, родители смогли открыть в жизни коллектива новые горизонты, попробовать себя в новых ролях. Наставник ненавязчиво и тактично вносил тонкие изменения в сложившуюся и привычную работу. Мне же наше совместное творчество помогло не только укрепить взаимосвязь с родителями, но и позволило наблюдать за тем, как мой наставник делится своими педагогическими секретами. Таким образом, работа в тандеме с опытным наставником позволила мне приобрести новые педагогические и профессиональные компетенции, которые помогут в дальнейшей работе.
Автор: Кузьмина Н.С.
Реализация персонализированной программы «Музыка в цифре. Творческая мастерская»
наставник Мошкович С.Б., наставляемый педагог Данилова И.В.
В рамках персонализированной программы по наставничеству «Музыка в цифре. Творческая мастерская» были выполнены задачи:
- Повысить мастерство наставляемого (Данилова Ирина Владимировна) в применении музыкальных компьютерных технологий (МКТ).
- Освоить и создать аранжировку и минусовки в программе для записи и обработки звука.
- Разработать эффективные способы взаимодействия в творческом тандеме.
И достигнута цель – повышение уровня профессиональной компетенции в сфере информационно-компьютерных технологий, активное внедрение их в педагогическую деятельность.
В профессиональной деятельности наставляемого Даниловой Ирины Владимировны были устранены профессиональные дефициты профессиональной компетентности:
1) В работе с цифровыми музыкальными инструментами, как средствам создания и обработки музыкальной информации.
2) В освоении программы для создания минусовок, музыкальных аранжировок.
В профессиональной деятельности наставника Мошкович Станиславы Борисовны рост числа профессиональных достижений:
– создание минусовок: «Парижский вечер», «Сельская полька»
В результате взаимодействия совместной работы Даниловой И.В. и Мошкович С.Б. – завоеван диплом Лауреата 2 степени в VI Региональном конкурсе детского-юношеского творчества в области применения музыкальных электронных инструментов «Цифровые горизонты».
Итоговый этап реализации в рамках наставничества
- Выступление на VI Региональном конкурсе «Цифровые горизонты»
- Создание минусовок в программе Adobe Audition
Реализация персонализированной программы «Обучение по авторской вокальной методике»
наставник Боцман Л.А., наставляемый педагог Мошкович С.Б.
В рамках персонализированной программы по наставничеству «Обучение по авторской вокальной методике» были выполнены задачи:
1) Обучить системному подходу к эстрадному вокалу
2) Освоить современные вокальные техники
3) Создать условия для выработки собственного авторского подхода к обучению эстрадному вокалу
И достигнута цель – освоение современной эстрадной вокальной техники по авторской методике в профессиональной деятельности наставляемого Мошкович Станиславы Борисовны были устранены профессиональные дефициты профессиональной компетентности:
- в освоении новых современных вокальных техник;
- в создании своего авторского вокального метода.
В результате взаимодействия для наставника Боцман Ланы Александровны рост числа профессиональных достижений:
- Победитель II Открытого городского смотра –конкурса программно-методических материалов дополнительного образования детей вокально-эстрадного направления ”Воспитываю сердцем” по теме “Основные аспекты авторской вокальной методики. Управление резонаторной функцией. Поиск наилучшего звучания. Сила и объем голоса”.
- Специальный приз “Лидер направления” городского учебно-методического объединения руководителей и педагогов дополнительного образования вокально-эстрадных коллективов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
В результате взаимодействия совместная работа Мошкович С.Б. и Боцман Л.А. завоевала диплом Лауреата 2 степени II Открытого городского смотра –конкурса программно-методических материалов дополнительного образования детей вокально-эстрадного направления «Воспитываю сердцем». Дополнительная общеразвивающая программа “Артист- вокалист”
Итоговый этап реализации в рамках наставничества
- Выступление на Всероссийском конкурсе «Альянс талантов»
- Создание авторской вокальной методики наставляемого.
Реализация программы “Наставничество” в отделе декоративно-прикладного творчества
В 2023-2024 году в программе “Наставничество” приняли участие педагоги декоративно-прикладного отдела Панова Анна Игоревна в качестве наставника и Струганова Ксения Евгеньевна в роли наставляемого.
В сентябре состоялась первая встреча педагогов, на которой был намечен план предстоящей работы, выбрана основная тема, а также составлен график планируемых мероприятий. Было решено провести несколько занятий-встреч, объединенных темой патриотизма, на которых можно было бы объединить группы учеников педагогов и провести наставничество не только педагог педагогу, но и от старших обучающихся к младшим. Было принято решение назвать тему тандема «Страницы памяти». Анна Игоревна преподает в старшей группе изостудии “Аврора” программу “Мастерская живописи и рисунка”, в которой обучаются ребята 14-16 лет, а среди групп Ксении Евгеньевны было решено взять ребят первого года обучения по программе “Азбука изобразительного творчества”, 7-9 лет. Была выбрана пара-тандем среди учащихся: наставник Кваша Елизавета (обучающаяся по программе «Мастерская живописи и рисунка») и наставляемый Шуленина Елена (обучающаяся по программе «Азбука изобразительного творчества»).
В октябре 2023 года ребята из группы Анны Игоревны “Мастерская живописи и рисунка” и обучающиеся группы Ксении Евгеньевны “Азбука изобразительного творчества” приняли участие в общем собрании: старшие ребята подготовили доклад и презентацию для младших на тему исторических событий и значимых событий Ленинграда во время ВОВ. Ребята провели дискуссию о том, как важно помнить подвиг народа, и какие мероприятия способствуют поддержанию патриотического воспитания. Также обсудили роль искусства в теме патриотизма. Ребята настроились на дальнейшую работу.
Следующая встреча состоялась в ноябре и была посвящена восьмидесятилетию полного освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Старшие ученики Анны Игоревны подготовили мастер-класс по созданию открыток ко Дню снятия блокады Ленинграда для группы Ксении Евгеньевны «Азбука изобразительного творчества». После проведение мастер-класса состоялась выставка-обсуждение работ. Данный мастер класс вдохновил ребят на создание более масштабных работ, которые были отправлены на районный конкурс изобразительного творчества «Подвигу твоему, Ленинград!», посвященном 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Во втором учебном полугодии состоялось еще несколько встреч. В феврале старшие ребята поделились опытом подготовки к региональному конкурсу детских исследовательских работ «Искусство – видеть, знать, любить». А в марте состоялась встреча-подготовка к большому празднику отдела декоративно-прикладного творчества, посвященному Дню Победы.
Завершающим мероприятием был праздник отдела декоративно-прикладного творчества, в котором также приняли участие обучающиеся программы «Мастерская живописи и рисунка» под руководством Анны Игоревны и обучающиеся по программе «Азбука изобразительного творчества» под руководством Ксении Евгеньевны. В основе праздника были творческие мастер-классы, объединенные общей темой «День Победы». Старшие ребята помогли младшим создать открытки, плакат и украшения на окна. Работы у ребят вышли яркие и красивые. Созданные открытки были направлены в фонд ветеранов ВОВ, а украшенные окна радовали учащихся отдела. Подводя итоги совместной работы, хочется отметить, что год был довольно плодотворным: множество мероприятий, коллективная работа, содружество и сотворчество разных коллективов, заинтересованность ребят в теме патриотизма. Было решено не останавливаться на достигнутом и продолжить развивать взаимодействие коллективов и ставить высокие цели для творчества.
В 2023-2024 году во Дворце был разработан первый опыт работы тандемов через сетевое наставничество, отдел декоративно-прикладного творчества принял активное участие. Так педагоги работали с наставниками из других городов, таких как Краснодар, Комсомольск-на-Амуре, Архангельск.
Так, наш педагог получил опыт в реверсивном наставничестве с молодым педагогом из Комсомольска-на-Амуре.
“Реверсивное наставничество – это полезный и интересный способ поделиться своим опытом двум педагогам. Тем более, что происходит общение участников с использованием современных технологий: по видеосвязи, электронной почте, посредством соцсетей. Такой вид общения особенно может стать перспективным для молодых любознательных специалистов, достигших определённых результатов – побед в конкурсах профмастерства, отличившихся в подготовке учащихся – призёров и победителей конкурсов, фестивалей различного уровня, для личностного роста. В нашем случае в рамках программы наставничества была создана методическая разработка «Тайна белого луча» в области цветоведения. Основы цветоведения необходимо освоить каждому ребёнку, который мечтает научиться рисовать. Программа для младших школьников «Азбука изобразительного творчества» предполагает знакомство с красками, цветом в разделе, изучающем живопись. Задача педагога представить теорию о цвете в доступной, понятной для ребёнка форме, закрепить материал яркими наглядными пособиями и практическими упражнениями. У каждого педагога есть свои особенные приёмы, наработки, которыми он пользуется в построении занятия, опираясь на собственный опыт, прежние и новые знания. «Одна голова хорошо, а две – лучше» – вот, пожалуй, девиз такого типа наставничества. Обмен опытом – это всегда познавательное событие, необходимое каждому специалисту. И для учебного процесса определились положительные моменты. Дети очень по-особенному старались, при выполнении упражнения акварелью, когда услышали, что их работы будет оценивать педагог из другого города! Анастасия Андреевна Коржавина молодой, но достаточно опытный педагог и талантливый художник. Выражаю ей большую благодарность за сотрудничество, за полезный и новый опыт программы наставничества”
Работа в тандеме с Верой Андреевной Федоровой по программе наставничества “Рисуем Зоопарк” была очень продуктивной, интересной и перспективной. Наставник всегда был на связи, многое обсуждали с наставляемым педагогом, несколько раз встречались, она делилась своим немалым опытом работы с Ленинградским зоопарком, показывала работы ребят, сделанные там. В ходе этой работы наш наставляемый педагог Гурьиновская Н.О. многое узнала по организации выездных занятий в Зоопарк, о подготовке к этим занятиям. Итогом сотрудничества было совместное занятие на территории Зоопарка. Ребята остались в восторге от такой интересной и новой для себя формы работы. Рисовать животных оказалось очень сложно. Но это был интересный опыт,благодаря чему ребята научились концентрировать внимание в нужный момент и все нарисовали прекрасные работы. Благодарю своего наставника за бесценный опыт, за отзывчивость и желание поделиться своими знаниями в интересующей области.
Реализация персонализированной программы «Вместе мы и музыка»
наставник Котко Л.Л., наставляемый педагог Спецакова Ю.А.
Наставником и наставляемым совместно разработана персонализированная программа по наставничеству «педагог-педагог» – «Вместе мы и музыка». Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым были обозначены следующие: раскрытие профессионального и личностного потенциала наставляемого, необходимого для успешной самореализации; освоение современных образовательных технологий обучения музыке; ориентирование молодого педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; развитие интереса к педагогической деятельности у молодого специалиста.
В ходе совместной работы были выявлены проблемные точки в профессиональной деятельности наставляемого. В связи с этим за отчётный период были проведен цикл консультаций: расширение профессиональных компетенций (привлечение и мотивация обучающихся к занятиям на инструменте); изучение современного и актуального репертуара для занятий с обучающимися; корректировка в планировании и организации концертно-конкурсной деятельности обучающихся.
Проводились встречи по вопросам совместных репетиций, промежуточных аттестаций, подготовки и проведения мероприятия «Всемирный день гитары», а также по вопросам выступления на Новогоднем и отчетном концертах музыкального отдела. Контроль за наставляемым осуществлялся ежемесячно (9 раз). Наставляемым был проведен концерт класса, самостоятельно разработан концертный репертуар, сделана аранжировка для ансамбля, а также разработаны аккордовые последовательности в наиболее удобных тональностях для гитары. Организовано посещение учащихся и наставника концерта профессиональных гитаристов-исполнителей.
Реализация персонализированной программы «Педагогический трамплин»
наставник Рачинская Н.Г., наставляемый педагог Лещик Е.А.
В ходе реализации программы по наставничеству нами были реализованы основные задачи и достигнута цель. Были созданы условия для максимального раскрытия потенциала, наставляемого – молодого специалиста, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации.
Наставляемый познакомил с современными педагогическими технологиями, применением методики тестирования и мониторинга качества освоения программы учащихся; познакомил с современными направлениями циркового искусства. А также в сотрудничестве наставник и наставляемый подготовили методическую разработку для педагогов циркового направления «акробатика для всех».
Наставник помог и направил наставляемого расширить профессиональные компетентности,в области современных направлений циркового искусства (синтез циркового искусства, слияние жанров, театрализация циркового шоу), организации образовательной деятельности циркового искусства в жанре “Акробатика” (с использованием специального учебно-тренировочного реквизита для реализации эффективного учебно-тренировочного процесса – блоки и эспандеры для растяжки, утяжелители, гимнастические скамейки, гимнастический цилиндр другие тренажеры) наставник и наставляемый эффективности их использования в учебно-тренировочном процессе, а также в заинтересованности учащихся и повышении их работоспособности и улучшении самочувствия; совместно освоили новые образовательные технологии в дополнительном образовании, применимые в цирковом направлении – технология в сотрудничестве, импровизация, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая и обучение в диалоге; освоили новые коммуникативные технологии, способствующие коррекции и диагностике учащихся.
Использовали следующие формы взаимодействия наставника и наставляемого:
− нетворкинг (создание и развитие сети полезных знакомств);
− индивидуальное консультирование (совместное обсуждение, осмысление полученного опыта);
− образовательное событие (развитие образовательной мотивации, построение и реализация индивидуальных программ, проектов и выступлений);
− коворкинг «совместная работа» (коворкинг – это зона обучения и воспитания в сотрудничестве (сотворчестве);
− неформальное общение.
В ходе программы наставничества «Педагогический трамплин» успешно реализован план взаимодействия:
– Изучены методические разработки педагогов, входящих в состав ГУМО, педагогов и руководителей циркового направления г. Санкт-Петербург.
– Разработали сценарий мероприятия и проведен праздник – «День акробата».
– Проанализировали методические разработки, имеющиеся в арсенале педагогов циркового направления с целью понимания структуры и содержания для создания собственных разработок.
– Совместно подготовили контрольно-измерительные материалы освоения программы и применили на итоговом соревновании.
– Разработали и апробировали методическую разработку для педагогов циркового направления «Акробатика для всех».
– Подвели итоги взаимодействия творческого тандема.
В ходе сотрудничества реализовали все запланированные мероприятия, события, совместные дела. Реализовали планы для наставника и наставляемого. В ходе работы по этой программе наставляемый прекрасно адаптировался в коллективе, узнал всю работу изнутри, включился в творческий процесс циркового коллектива, реализовала успешно не только программу 1 года обучения Акробатика «Сальто в будущее», но и краткосрочную программу «Калейдоскоп цирковых открытий», чувствовала поддержку от педагогов и администрации Дворца. Наставник получил опыт наставничества и прекрасного взаимодействия со своей выпускницей, счастлива, что может передать свой опыт любимого дела и любовь к цирковому искусству.
Реализация персонализированной программы «Внедрение аддитивного производства и инженерного прототипирования в кружки технической направленности»
наставник Пушков А.В., наставляемый педагог Николаев М.О.
В рамках программы по наставничеству в 23/24 учебном году наставляемый педагог Николаев М.О. и его наставник – Андрей Владимирович Пушков – продолжили плотную совместную деятельность по внедрению и развитию аддитивного производства и взаимодействия между учебными коллективами разных направленностей. В прошлом учебном году была проведена экспериментальная деятельность, в ходе которой были выявлены наиболее успешные практики и лучшие пути их внедрения в образовательную деятельность. Кроме того, было налажено начальное сотрудничество между учащимися коллективов.
В текущем учебном году на основе уже заложенного фундамента наставник и наставляемый начали выстраивать продолжение сотрудничества. Были организованы встречи обучающихся для подбора и обсуждения необходимых к производству деталей. После чего был налажен процесс подготовки чертежей и 3д моделей по ним. Последним этапом стала отладка 3d-печати и постобработки деталей.
В качестве вещественного результата нашего сотрудничества по программе наставничества можно рассмотреть большое количество изготовленных деталей, чертежей и 3d-моделей. В качестве объективного – налаженный процесс взаимодействия между учащимися коллективов.
Опыт работы в сетевом наставничестве педагога спортивно-технического отдела
Создание медиацентра – одно из перспективнейших направлений деятельности.
Но как приступить к этому делу молодому специалисту? Поиск наставника стал решением для поиска ответа на этот вопрос. Моим наставником стала Юлия Викторовна Сальникова, педагог медианаправления, методист и руководитель клуба «Маяк» ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга. В нашем учреждении отлично развита система наставничества, но опыт сетевого наставничества стал новой страницей в истории нашего Дворца. Во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района медиацентр был создан 5 лет назад. Начинался он с общедворцовой газеты «Маяк», которую выпускали обучающиеся по программе «Медиаграмота» клубного объединения «Маяк». Постепенно с печатного СМИ они перешли на подкасты и видеосюжеты, развивали группу медиацентра в соцсети ВКонтакте, принимали участие в работе районного школьного медиафорума и фестиваля-конкурса школьной прессы и многое другое. Практика сложилась и могла служить для трансляции опыта.
Для передачи и обмена опытом была создана программа развития наставничества, согласно плану сетевого сотрудничества наших учреждений. В ней были прописаны наши, наставляемого и наставника, цели и задачи, содержался план нашего взаимодействия на год, поэтапно. Еще до того, как мне предложили участие в сетевом сотрудничестве, я планировала, что познакомлюсь с человеком, который сможет что-то подсказать, направить, посмотреть со стороны на мою деятельность, дать совет. Информации в цифровой среде довольно много, но как в действительности организовано обучение у других педагогов, это совсем другая история.
Для природы человека важно, чтобы кто-то был его навигатором. Здесь речь не столько о том, кто указывает, что не то и не так, куда пойти и что сделать, хотя и об этом тоже, но совсем в другой форме. Здесь речь о поддержке и вдохновении. Наша первая встреча состоялась в ДДЮТ Московского района. Мы подписали документы и наметили план взаимодействия, предполагающий советы и поддержку, а также организацию совместного события с обучающимися.
По рекомендации Юлии Викторовны я побывала на мероприятии для медиапедагогов, где познакомилась с коллегами, узнала, что во многом у нас схожие проблемы. Узнала о личных методах работы коллег. Так в моей деятельности прочно закрепились игры для тренировки навыков рассказчиков, для развития креативности и тренировки дикторских качеств. В декабре у нас с обучающимися наставника состоялось совместное участие
в новогоднем челлендже, который вошел в зарегистрированное интернет-издание “Стена-онлайн”. Таким образом, у моего коллектива появились первые сертификаты благодарности за участие в организации новогоднего эфира.
В начале апреля мы с Юлией Викторовной Сальниковой приняли участие в межрегиональной конференции «Дополнительное образование детей: новые подходы и новые возможности» (г.Архангельск) с выступлением на тему «Опыт наставничества в создании детского медиацентра».Подводя итоги года, можно говорить о том, что наш тандем «Наставник-наставляемый» сложился и стал достаточно эффективным и результативным.
Реализация персонализированной программы «Путь к успеху в театре моды» в сетевом наставничестве
Персонализированная программа по наставничеству «Путь к успеху в театре моды» определяет характер взаимодействия реверсивного наставничества между Горшковой Любовь Сергеевной, педагогом дополнительного образования детской студии моды «Фонтаневия» (Санкт- Петербург) и Миковой Екатериной Андреевной, педагогом дополнительного образования, руководителем народного коллектива Театра моды «Образ» (МБУ ДО ДЮЦ № 3 Ульяновск).
Программа наставничества была разработана с целью оказания помощи в построении деловых отношений и для решения вопросов, в том числе:
- проблем педагога в педагогическом коллективе;
- проблем педагога, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Деятельность педагогов в результате работы по программе наставничества, прежде всего, оказала большое влияние на качество работы в системе дополнительного образования. Опыт работы педагогов-наставников показал, что внедрение новых методик и эффективных образовательных технологий расширило возможности использования современных программных и методических материалов, отвечающих потребностям социума, процессам изменения и развития дополнительного образования в целом, а также послужило хорошим стимулом подготовки к дальнейшему повышению квалификации педагогов-наставников и наставляемых.
Какие формы взаимодействия были запланированы и опробированы в ходе реализации программы:
-Индивидуальные консультации, интерактивная коворкинг-зона (Сферум, Яндекс-телемост), онлайн- тренинг
-Серия открытых занятий (обмен опытом в интерактивном формате)
-Семинар-практикум с элементами тренинга, индивидуальные консультации, открытые занятия
-Отчетный концерт, показ, беседы, практикум, вебинар, тренинг, нетворкинг-общение
-Коворкинг-зона, деловая встреча, консультация, планирование, обмен опытом, мозговой штурм
-Онлайн-практикум, видеоуроки, беседы
-Нетворкинг-общение, онлайн-занятия, педагогический коллоквиум
-Образовательные и воспитательные мероприятия обучающихся и педагогов, конкурсное движение, серия открытых занятий
-Отчетный показ, анализ проведенных мероприятий за год, мониторинг, выступления педагогов по распространению опыта.
Работа по программе наставничества «Путь к успеху в театре моды» поспособствовала решению следующих задач:
-раскрыла потенциал наставляемого;
-улучшила образовательные результаты обучающихся, в том числе через участие в конкурсных мероприятиях различного уровня;
-сформировала ценности и активную гражданскую позицию наставляемого;
-развила гибкие навыки, лидерские качества, метакомпетенции — как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире.
-позитивно повлияла на профессиональные качества личности и индивидуально-психологические особенности наставляемых педагогов.
Реализация персонализированной программы «Не вместо, а вместе»
наставник Медведева А.В., наставляемый педагог АрбузовА. Е.
“Недаром говорят, что вожатый – профессия птица. Полет фантазии, стремление к чему-то новому и огонь в глазах и в сердце – вот характеристика настоящего вожатого.
Так получилось, что в этом году мне удалось познакомиться с Александрой Витальевной, молодым специалистом отдела гражданского и патриотического воспитания, реализующим программы дополнительного образования «Вожатый. Шаг в профессию» и «Школа активистов». Помимо того, что Александра Витальевна является молодым амбициозным специалистом, она искренне верит в свою профессию и старается передать это своим воспитанникам.В мире образования наставничество играет важную роль в становлении молодых специалистов.
Оно позволяет опытным педагогам делиться своим опытом и знаниями с теми, кто только начинает свой путь в профессии. Практически так же получилось и в нашем тандеме. Несмотря на то, что я сам могу назвать себя молодым специалистом, занять позицию наставника оказалось не только интересно, но и полезно.
Увидев Александру Витальевну в работе, то, как она взаимодействует с детьми, я вспомнил, как сам когда-то был вожатым. Думаю, что наличие похожего опыта и стало главной возможностью для существования этого тандема. Сферы нашей профессиональной деятельности хоть и не одинаковы, но очень близки, ведь мы оба работаем с подростками, которые становятся соорганизаторами различных событий. Наши общие усилия пригодились ещё осенью, когда в нашем районе прогремел 39 слет детского движения, в команду организаторов которого мы входили. Затем, в середине года, Александра Витальевна вместе со своим коллективом отправилась на смену в лагерь «Восход». Участниками смены стали активисты школ Фрунзенского района, а для ребят, обучающихся вожатскому мастерству, это была настоящая практика под чутким руководством молодого специалиста, горящего своим делом.
Я уверен, что Александра Витальевна уже сейчас является наставником для ребят и это очень здорово. По правде говоря, мне самому есть, чему у неё поучиться. Самые простые истины порой забываются в круговороте дел, а такие молодые и яркие специалисты могут напомнить, что важнее всего быть честным с окружающими и с самим собой, дарить людям радость и не бояться открыться им.”
“Когда попадаешь в новое учреждение, очень важно встретить человека, к которому можно обратиться за помощью, с которым выстраиваются доверительные отношения. Так получилось и со мной. На почве близких интересов мы нашли общий язык с Артемом Евгеньевичем.
Пускай Артем Евгеньевич сам ещё считает себя молодым специалистом, его опыта достаточно для того, чтобы чему-то научиться. Первое крупное взаимодействие состоялось в рамках организации 39 слета детского движения Фрунзенского района.
Пусть мы и отвечали за разные направления в этом деле, мы все равно довольно тесно взаимодействовали. Мне удалось понаблюдать и подчеркнуть для себя определенные моменты как во взаимодействии с детьми, так и с педагогами.
Я считаю, что любому молодому специалисту нужен наставник. Главное, не переусердствовать, не стать навязчивым. Помогать не только словом, но и делом. Ведь не обязательно наставник должен раздавать советы и рекомендации. Порой достаточно собственного примера, чтобы наставляемый увидел и осознал различные тонкости педагогической деятельности.Поскольку в течение года я неоднократно пересекалась с детьми, с которыми работает Артем Евгеньевич, я смогла увидеть, как проявляется его работа в действии, что важного подчеркивают дети и перенимают, на что стоит обратить внимание. Но, честно говоря, мне кажется, что и я смогла немного «освежить» работу Артема Евгеньевича, напомнив ему, каково быть вожатым. Думаю, здесь наставничество могло сыграть в обе стороны.
Учебный год был наполнен различными событиями, на которых мы встречались, общались, взаимодействовали. Я бы сказала, что это была хорошая «профессиональная школа». Конечно, не только благодаря Артему Евгеньевичу, но и другим коллегам, которые работают в сфере воспитания школьников. Я чувствую, что выросла профессионально. Я считаю, что программа наставничества пошла мне на пользу. Нам обоим на пользу. И я рада, что такой опыт у меня есть.”
Реализация персонализированной программы «Сориентируемся вместе»
наставник Корнев И.В., наставляемый педагог Ряпосова И.В.
…Наставничество…
Если открыть интернет, то можно найти множество определений. Нашему педагогическому тандему в этом году больше всего подходит формулировка блога iSpring : «Наставничество — это метод обучения и вовлечения нового сотрудника в работу под руководством опытного коллеги. Наставничество, как метод обучения персонала, помогает новичкам в компании быстрее влиться в работу».
В прошлом году педагогический тандем под моим руководством работал по программе «Туризм и краеведение», поэтому опыт участия в наставнической сфере деятельности у меня был. В этом году в ДДЮТ пришёл новый педагог с огромным педагогическим опытом, но не знакомый именно со спецификой учреждения и дополнительного образования Санкт-Петербурга в целом. С первого дня знакомства нам с Ириной Владимировной удалось выстроить постоянное взаимовыгодное взаимодействие, несмотря на разницу школ, которые мы проходили.
В Если в системе спортивных тренировок кардинальных различий (ограниченных Всероссийскими едиными Правилами и Регламентами) не наблюдалось, то в системе собственно преподавания и воспитательной работы разница подходов была заметна.
Снова подтвердился постулат, что не только наставник даёт что-то новое наставляемому. Система Ирины Владимировны ведения занятий через игру и создание поделок из подсобного и бросового материала напомнила и воочию показала мне забытый многими мощнейший стимул развития интереса детей. Очень важно чтобы дети не только имели специфические знания по предмету (спортивное ориентирование), но и могли сделать необходимые простейшие приспособления своими руками. Лекционная форма проведения теоретических занятий для современных детей сложна, они не готовы фиксировать своё внимание длительное время. При создании своими руками каких-либо поделок, которые позже можно применить на практических занятиях, усвояемость материала повышается в разы. Конечно, есть объективные трудности при организации учебного процесса таким образом, но Ирина Владимировна на собственном примере показала, как с ними справляться. Участие в районных и региональных разрядных соревнованиях является частью программы «Спортивное ориентирование».
Программа «Наставничество» ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга – это прекрасная возможность, которая не только помогает мне, как педагогу, развиваться и расти, но и приносит полезный опыт. В данном эссе я хочу поделиться с читателями со своей стороны – стороны наставляемого. К участию в программе мой основной запрос я сформулировала так: адаптация меня в условиях Санкт-Петербурга и ДДЮТ Фрунзенского района к освоению заданных целей и задач по спортивному ориентированию, краеведению и туризму.
Для меня это был жизненно необходимый опыт, для погружения в интенсивный мир занятий, сборов, соревнований, по программе спортивное ориентирование. Приоритетными для меня в данной работе явились знания, опыт и мудрость моего наставника, с не меньшим, чей мой, опытом преподавания, Корнева Ильи Валентиновича. Как педагог дополнительного образования и методист, он грамотно рекомендовал мне выбор мероприятий, в которых можно принять участие, описывал их особенности. Постоянно чувствовалась поддержка в повседневной работе. Мне, как человеку из «глубинки», было важно узнать об особенностях работы в Санкт-Петербурге, отличий оформления документов по техники безопасности; площадках, на которых можно взаимодействовать с коллегами из других районов. Я узнала о некоторых видах ориентирования, которые не использовалась мной ранее в моей практике, такие как Спутниковая Навигация и Рогейн.
Программа наставничества позволила освежить и расширить мой опыт в работе с необходимыми документами для реализации и содержания программ «Спортивное ориентирование», «Ориентирование и краеведение», «Краеведение и туризм». Посещая, параллельно с наставником, выездные занятия и соревнования, мне удалось пополнить свой багаж новых интересных маршрутов и знаний, которые я обязательно буду использовать в дальнейшей работе.
Вся совместная работа строилась по планам из программ и распределения обязанностей руководителей детских групп. Постоянно чувствовался колоссальный опыт Ильи Валентиновича, как педагога, педагога по ориентированию, инструктора по туризму и ориентированию. По завершении программы наставничества мне удалось реализовать все рабочие программы и получить много знаний по районному краеведению, о региональных соревнованиях «Звездный лыжный маршрут школьников» и других районных и региональных мероприятиях, которые проходят как на территории Фрунзенского района, так и за его пределами.
По окончании учебного года хочется отметить, что, пройдя путь наставничества, испытываешь ещё большее желание работать дальше с детьми в данном направлении.
Из опыта работы тандема “обучающийся-обучающийся” отдела гражданского и
патриотического воспитания
Наставляемый: Безотечество Виктория, обучающаяся коллектива спортсменов-ориентировщиков «Азимут-360»
Наставник: Золин Егор, выпускник коллектива «Азимут-360»
(программа «Спортивное ориентирование» ,педагог Герасимова Н.Л.)
Вот как о работе тандема рассказал Золин Егор:
В этом году я впервые стал наставником. И это – незабываемый опыт. Мне принесло очень большое удовольствие передавать свои знания и умения, ведь это так приятно: помогать тому, кто хочет помощи. Временами я видел в Виктории себя, делающего первые шаги в ориентировании. И это довольно завораживает.
На квесте по Ижорскому рубежу я помогал Виктории и другим своим подопечным из коллектива, делясь имеющимися знаниями о Великой Отечественной войне и обучая их важному умению: находить нужную информацию в различных источниках.
Особенно приятным для меня было помогать застенчивой в обычной жизни девочке общаться с командой, показывать ей, что в этом нет ничего страшного, что среди единомышленников твоё мнение услышат и обдумают, и никто тебя не осудит.
На соревнованиях по спортивному ориентированию мне было особенно интересно, ведь я сам очень люблю этот спорт, поэтому временами было и по-доброму забавно видеть совсем простые ошибки новичков, а, когда у ребят всё получалось, даже чувствовалась небольшая гордость за себя, что человек, благодаря твоим объяснениям, получил важный и ценный для него опыт или навык.
А резюмируя, я хочу сказать, что нахождение в роли наставника – это особое чувство, в котором смешиваются и радость, и гордость, и волнение, и, конечно же, большое чувство ответственности за ребят. Мне очень понравилось быть наставником, и я постараюсь ещё не раз в жизни получить это звание.
Наставляемый: Инатиллоев
Мухаммадумар, обучающийся коллектива спортсменов-ориентировщиков «Азимут-360»
Наставник: Кыр
Доржу, выпускник коллектива «Азимут-360»
(программа «Спортивное ориентирование» ,педагог Герасимова Н.Л.)
Вот как о работе тандема рассказал Кыр Доржу:
Быть наставником – это очень сложно и очень интересно. Сложно, потому что постоянно надо помнить, что ты являешься примером для подопечного. Интересно наблюдать, в чем младшие сходны с тобою в этом возрасте, а чем отличаются. Очень радует, когда передаешь опыт своей работы, чтобы уберечь их от ошибок, допущенных тобой когда-то, «не дать наступить на те же грабли». В общем, наставничество было для меня полезным опытом.
Я помогал нашему педагогу Наталии Львовне подготовить команду к соревнованиям по ориентированию, с удовольствием выезжал на выездные занятия с ребятами. Мухаммадумар еще только в начале своего спортивного пути, здесь очень важна поддержка: во время сказанное слово, нужный совет.
Я с удовольствием делюсь своими знаниями, признаюсь честно, иногда и мне приходилось заглянуть в свои старые конспекты, было интересно вернуться к пройденному материалу, который когда-то и нам, начинающим, казался сложным. Мне было приятно работать в тандеме с Мухаммадумаром, и мы оба уверены, что участие в программе ДДЮТ «Наставничество» пошло нам на пользу.
Наставляемый: Девяткина Диана,
Наставник: Наставник: Зюзина Алёна, студент, выпускница
коллектива «Школа активистов»
(программа «Школа активистов»,педагог Арбузов А.Е.)
Как писал Ренди Пол: «Ищите себе такого наставника, который уже стал тем, кем вы желали бы видеть себя».
Говоря о наставничестве, нужно понимать, что наставничество – это не сопровождение, а яркое впечатление, которое вдохновляет нас. Наставник – это человек, способный разглядеть в нас тот самый тускло мерцающий огонек и помочь разрастись ему в пламя, зажигающее других. Но сможет ли каждый человек стать наставником? Может ли простой ученик стать наставником для другого ученика?
Наставничество – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы встречаем наставников на своем пути, которые помогают нам вырасти, поменять взгляды на окружающие вещи, стать лучше. Абсолютно у каждого человека есть свой наставник, а теперь наставником посчастливилось стать мне.
Ранее я уже работала с активистами в качестве такого «старшего товарища», который может поделиться опытом, дать какой-то совет начинающим активистам. Это было не так давно, когда я училась в старших классах. Но как такового опыта наставничества у меня не было до участия в программе. Сейчас же у нас получилось выстроить постоянное взаимодействие. С Дианой мы были знакомы несколько лет на момент начала учебного года, поэтому я могу сказать, что она очень сильно выросла в нашей сфере, повзрослела, стала увереннее в себе. В течение всего года я помогала Диане в реализации своих возможностей через организацию совместных событий, участие в проектах и т.д., мы обе становились лучше, менялись. Я уверена, что смогла внести в ее жизнь больше красок, показать новые возможности, убрать границы того восприятия, которое было еще в начале года. Она раскрылась совсем с другой стороны, вошла в делегацию нашего города на II съезд «Движения Первых», стала делегатом в региональный Совет активистов.
Но важно отметить, что не только наставник дает что-то новое подопечным, они тоже учат, открывают глаза. Диана также помогла мне стать новым человеком, найти новую себя, понять свои ошибки и промахи. Благодаря ей я получила новый для себя опыт, сопровождая её на протяжении года. Уверена, что такое взаимовлияние будет продолжаться.
Я не знаю, смогла ли я стать настоящим примером, наставником для Дианы. Это я смогу узнать только у нее, но сама я знаю точно, что наставничество изменило нас обеих, сделало нас более открытыми и уверенными. Мы смогли вдохновить друг друга и создать яркие впечатления вместе.
Программа «Наставничество» ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга – это прекрасная возможность, которая не только помогает детям развиваться и расти, но и приносит радость и полезный опыт. В данном эссе я хочу поделиться со своей стороны, стороны наставляемого, тем, какие изменения произошли со мной, благодаря участию в программе. Мой основной запрос я сформулировала так: выбор будущей профессии, саморазвитие в области социально-значимой деятельности
Для меня это был новый опыт, но Алёну – моего наставника, я знаю давно благодаря участию в творческих делах и событиях районного и регионального уровня. Сначала это были события «Российского движения школьников», а теперь «Движения Первых», но я была уверена, что такой формат нашего взаимодействия будет эффективным.
Нашу работу мы спланировали следующим образом. Алёна помогала мне в подготовке к участию в различных проектах и конкурсах, мы вместе разрабатывали мероприятия для школьников. Алёна выступала в роли главное организатора, а я помогала в разработке и реализации содержания. Также, мы вместе посещали различные городские мероприятия, где Алёна выступала в качестве модератора или наставника для активистов разных районов нашего города.
Началу нашей совместной работы предшествовала встреча, на которой мы обсудили, сформулировали, выбрали, наметили пути, обозначили свои сильные стороны, чем могли бы быть друг другу полезны. Таким образом, мы пришли к выводу, что нам есть чему поучиться друг у друга, а для меня очень важно было проявить себя и раскрыться как лидеру, ведь в этом году развернуло свою деятельность «Движение Первых», которое дало мне различные возможности для самореализации.
Безусловно, у Алёны намного больше опыта, чем у меня, за счет чего она всегда давала мне советы.
Подсказывала, как лучше построить самопрезентацию для участие в проектах, на что обратить внимание при проработке какого-либо события, как реализовать свои способности в рамках «Школы активистов» и вырасти над собой, и т.д., помогала в участии в различных конкурсах (например, она помогла мне стать делегатом в Региональный Совет активистов, делегатом на II съезд «Движения Первых» в Москве), и после всего этого я и сама увидела, как я стала более уверенной, открытой и целеустремленной, готовой помогать другим.
Мы много проводили время вместе, общались, стали друг к другу ещё ближе. Я всегда делилась с Алёной тем, что происходит в моей жизни, ощущениями, прогрессом, могла всегда рассчитывать на понимание, поддержку и помощь в трудных ситуациях. Алёна помогала развивать мои навыки и способности, научиться проживать неудачи. За этот год я обрела настоящего друга в лице Алёны.
Я была очень рада оказаться участницей программы, и конечно, счастлива, что моим наставником стала именно Алёна. Благодаря ей, я ощутила заметный личностный рост и ощутила, что теперь могу более свободно общаться с окружающими.
Кроме того, я стала заметно активнее, опытнее благодаря этому взаимодействию. Если сравнивать с первым годом обучения, я перешла с позиции активиста в позицию лидера, чему очень рада. Этот переход произошел не сразу, но я считаю, что взаимодействие с Алёной, её пример очень сильно повлияли на это. Считаю важным упомянуть, что Алёна работает в Региональном отделении «Движения Первых» г. Санкт-Петербурга и является специалистом по организации деятельности Движения во Фрунзенском районе. Сегодня, благодаря деятельности «Движения Первых», в стране создаются условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств. В современной системе образования особая роль отведена реализации мер поддержки и развития детской социальной инициативы.
Я поняла, чем хочу заниматься в будущем. Если раньше медиасфера была для меня обычным увлечением, то сейчас я стараюсь развиваться в ней, чтобы углубиться сильнее. Помимо этого, я задумалась о том, чтобы связать свою будущую профессиональную деятельность со сферой работы с детьми. Возможно, в рамках детских общественных объединений и «Движения Первых», в частности.
Из опыта работы тандема “обучающийся-обучающийся” вокального ансамбля “Экспромт”
Наставляемый: Петросян Марина
Наставник: Нежданова Альбина
(вокальный ансамбль “Экспромт” ,педагог Мошкович С.Б.)
В рамках наставничества «Дети-детям»: учащиеся вокального ансамбля «Экспромт» Петросян Марина (наставник) и Нежданова Альбина (наставляемый), были выполнены следующие задачи:
– освоить современные вокальные техники
– создать новый образ исполняемой песни
Цель – освоение современной эстрадной вокальной техники
Для наставляемого Неждановой Альбины работа в наставничестве дала следующие результаты:
– применение современных вокальных техник в исполнении песен
– создание нового образа уже выученного песенного материала
Для наставника Петросян Марины
– профессиональный рост как певицы
– работа в роли наставника (почувствовать себя в роли педагога)
Итоговой работой стало участие во Всероссийских конкурсах : «Моя Звезда», «Альянс талантов».
2023-2024 учебный год был очень щедр на свои программы, интересные проекты и неожиданные тандемы. Были опробованы новые формы и приняты участия в новых конкурсах и мероприятиях, мы продолжаем свою работу с новыми идеями и продуктивными решениями!